Путь во власть
Станислав Григорьевич, насколько нам известно, ваш путь в местное самоуправление был не таким уж и «прямым» и начался со службы в армии. Как это было?
В1980 году я окончил Донецкое ВВПУ инженерных войск и войск связи. По личному желанию написал рапорт, чтобы после его окончания продолжать службу в авиации. Об авиации я мечтал очень давно. Так я и прослужил 22 года в ВВС.
Начинал службу в городе Броды Львовской области, а заканчивал в нашем ЧВВАУЛе. Был в моей жизни и особый период - во время прохождения службы в Туркестанском военном округе в 1986 году я был направлен в Афганистан. Наш истребительно -бомбардировочный полк выполнял там поставленные задачи. После вывода мне предлагали различные должности, но я стремился в Украину...
В 1997 году я заканчивал службу в армии. В тот период вместе с Сергеем Шаповалом мы создали в летном училище «афганскую» организацию. Тогда я много общался с городским и областным союзом «афганцев», и когда уволился из армии, мне позвонили ребята из городского союза и пригласили поработать. Но там я проработал недолго - месяца три. Меня пригласили в Управление внутренней политики Черниговской ОГА. В отделе по связям с партиями и организациями я возглавил направление по работе с общественными организациями.
Можно ли сказать, что тогда вы попали в Черниговскую ОГА «по блату»?
Тогда заместителем главы Черниговской ОГА был Анатолий Мельник, мой коллега по службе. Честно говоря, я не могу сказать, каким образом я попал в администрацию. Меня пригласил Анатолий Иванович, с которым мы служили в училище. Он знал меня по предыдущей работе. Вообще в областную администрацию не могли взять «человека с улицы». Нужно было иметь знания и определенный опыт работы...
С будущим мэром свела работа
Я так понимаю, что где-то на этом этапе вы и познакомились с Александром Соколовым. Хотя сегодня многие уверены, что вы вместе проходили службу в ДРА...
Да, с Александром Соколовым я познакомился, когда перешел работать в обладминистрацию. Он тогда был начальником Управления спорта и параллельно - председателем областного союза «афганцев». После того, как мы познакомились, он предложил на конференции союза избрать меня своим заместителем. И после этого мы так вот вместе...
- А откуда все же пошли слухи о вашей совместной службе?
Мы служили в разных родах войск. Я был офицером, а он солдатом. И в Афганистане мы не могли встретиться, поскольку даже находились там в разные годы - он был раньше, а я - позже. А слухи, скорее всего, пошли из-за того, что мы все-таки много общались на ветеранских мероприятиях. Мы, «афганцы», все побратимы. Вот, наверное, где-то с этого и пошло...
Как же вы все-таки попали на работу в Черниговский горсовет?
В 2002 году Александра Соколова переводят работать первым заместителем к Виталию Косых, который тогда был мэром.
Насколько я помню, уже тогда Александра Соколова направляли на этот пост «с дальним прицелом»?
Наверное, какие-то планы у руководства были в отношении того, что в перспективе Виталий Анатольевич должен был сложить свои полномочия - у него заканчивался срок избрания. Дальше был этап выборов мэра. И нужно сказать, что на этом этапе я принимал активное участие в избрании на этот пост Александра Соколова. И в 2002 году он предложил мне должность помощника городского головы. С того времени до сегодняшнего дня я работаю в городском совете.
Какие функциональные обязанности были у вас в тот период?
Помощник городского головы - это подготовка документов, выступлений, организация встреч мэра и т.п. Эта должность дала мне возможность узнать структуру горсовета. Сегодня есть такая должность, как советник мэра, а тогда был «помощник». Это Николай Рудьковский поднял эту должность на ступеньку выше...
О поражениях и победах
Наверное, Николай Рудьковский - это определенный этап в жизни не только для Александра Соколова, но и для вас?
Да, в 2006-м были выборы - и на пост мэра пришел Николай Рудьковский. При подготовке к выборам я, как чиновник, не мог в полной мере оказывать помощь Александру Владимировичу. Хотя, как я помню, тогда дней на двадцать я ушел в отпуск и помогал Соколову.
- Как вы считаете, почему тогда Александр Соколов не победил на выборах?
Тогда в первую очередь мы проиграли в работе с комиссиями. У Николая Рудьковского было много технических кандидатов, и от каждого из них был свой член комиссии. А от нас был только один представитель. Но ведь количество членов комиссии - это и подсчет голосов, и действительные бюллетени, и т.д., и т.п. Кроме того, большую роль сыграло то, что буквально перед выборами мэр принял решение об увеличении тарифов на коммунальные услуги, а Николай Рудьковский на этом сыграл. Я помню, что Соколов тогда сказал: «Лучше мы спасем ЖКХ, чем я буду спасать свою личную персону».
Вместе с Соколовым ушли и вы?
Да, тогда мы, 12 человек, не стали ждать, пока вызовут и заставят написать заявления. Мы сделали это самостоятельно. Я поехал в Херсонскую область к родителям и пробыл там около месяца. Все прекрасно понимали, что Николай Николаевич не будет работать мэром. Ему это и не надо было. Ему надо было морально победить Соколова. И он это сделал, применяя всевозможные технологии...
Осенью мы начали подготовку к очередным выборам. Я был доверенным лицом Александра Владимировича, занимался финансовыми вопросами выборов, работал с прессой, предприятиями, организовывал встречи, поездки. В тот период кандидатов на пост мэра было очень много. Но мы видели, что у Соколова есть реальный шанс на победу. Мы пошли на выбор с лозунгом «Возвратить доверие к власти» - и мы победили.
О назначении и задачах
Как быстро после победы Соколова вы стали заместителем мэра?
Вначале я работал советником мэра. Случилось так, что Людмила Сенченко, которая была заместителем, ушла в декретный отпуск, и Соколов поручил мне заниматься этим направлением. Через пару месяцев меня назначили и.о. заместителя мэра, а потом произошло и назначение. После последних выборов меня опять переназначили на эту должность.
Какие задачи поставил перед вами мэр?
Мои функциональные обязанности четко расписаны в соответствующем распоряжении городского головы и каждый желающий может ознакомиться с ними на сайте городского совета:
«Организовывает работу по правовому, организационному, материально-техническому и иному обеспечению деятельности городского совета и его исполнительного комитета. Ведает вопросами подбора и расстановки кадров, формированием кадрового резерва. обеспечивает взаимодействие отделов, управлений, других структурных подразделений городского совета во исполнение решений городского совета, его исполнительного комитета, распоряжений городского головы, в пределах делегированных городским советом полномочий - решений местных органов государственной исполнительной власти. Ведет личный прием граждан. Обеспечивает в пределах возложенных на него полномочий: проведение систематических проверок выполнения актов законодательства, решений городского совета, его исполнительного комитета и распоряжений городского головы; подготовку материалов на рассмотрение городского головы; доведение до исполнителей решений городского совета, его исполнительного комитета и распоряжений городского головы: регистрацию юридических лиц и физических лиц- предпринимателей; подготовку молодежи к военной службе, проведение призыва на военную и невоенную (альтернативную) службу...».
Получается, что это, по сути, работа внутри горсовета и она особо не влияет на жизнь города...
Это не совсем так. В нашем городе проходит множество мероприятий. По распределению обязанностей я возглавляю оргкомитет по проведению всех мероприятий в Чернигове. Например, уже сегодня мы начали подготовку ко Дню Независимости. Общие задачи ставит голова, а конкретикой занимаюсь я.
Работа часто пересекается с работой «гуманитарного» зама?
Да, можно сказать, что с предыдущим заместителем мэра по гуманитарному направлению мы работали в тандеме. При подготовке к мероприятиям она занималась творческими вопросами, а я - организационными...
Не считаете ли вы, что эту работу мог бы выполнять орготдел, а не специально назначенный заместитель мэра?
В номенклатуре должностей городского совета написано четко: «- городской голова;
секретарь горсовета; заместитель городского головы - управляющий делами исполкома».
А дальше идут все заместители. То есть эта должность должна быть обязательно...
Начальник орготдела не может заниматься подбором и расстановкой кадров, не может возглавлять аттестационную комиссию, комиссию по награждениям, наблюдательную комиссию, не может заниматься призывом в армию. Всем этим занимаюсь я.
0б отношениях: ...с журналистами
Многие черниговские журналисты помнят ваши нападки на представителей СМИ. Чем это было вызвано?
Давайте будем говорить конкретно, по каждому случаю...
Например, у вас был конфликт с представителями ОО «За Чернигов». Они пришли на сессию горсовета с видеокамерой, а вы их не пускали...
Это очень интересный вопрос. Команда «За Чернигов» была общественной организацией. И на сессии они приходили не как журналисты, а как представители общественной организации. И когда они пришли на сессию с видеокамерой, я потребовал, чтобы они показали удостоверения, подтверждающие, что они журналисты. Если они - представители общественной организации, то допускаются на сессию на конкретный вопрос и по решению депутатов. После этого они зарегистрировали свою газету, сделали удостоверения - и вопрос был решен...
- А как прокомментируете конфликт с Игорем Стахом, которого вы якобы также не впускали в горсовет?
У нас с ним конфликтов не было. Была ситуация: прибегает ко мне женщина - сотрудник горсовета и спрашивает: «Как я могу зайти в туалет, если там находится фотограф?• Я понял, кто это был такой. Даю указание дежурному милиционеру: «О прибытии товарища Стаха меня информировать! Я буду узнавать о цели его прихода и принимать решение». Но один из милиционеров написал на листочке: «Стаха не пускать без доклада Вихрову». Стах пришел, и милиционер сообщил мне об этом. Я спустился вниз и выяснил, что Стах пришел к Быстрову. Эта встреча заранее была согласована, и его пропустили. Никакого конфликта я в этом не вижу. Я считаю, что должна быть обоюдная ответственность: как работников горсовета, так и журналистов. Из пальца можно высосать все, что хотите...
В прошлом году также был эпизод, когда журналистам не раздавали проекты «земельных» решений. Говорят, это также была ваша инициатива...
Я помню этот вопрос. Журналисты обращались к Соколову - и он дал команду все выдать. Просто есть определенные моменты с раздачей проектов решений. Это документы индивидуально-правового характера. И тут можно рассуждать двояко: с одной стороны, сессия публично принимает решение персонально о каждом человеке, а с другой - человек не давал права на публикацию о выделении ему участка земли...
Но ведь изначально этот участок не его, а громады Чернигова! И люди должны знать, к кому уходит их земля!
Согласен. Вместе с юристами мы сели и подумали, а потом приняли решение: «Эти документы необходимо раздавать журналистам, поскольку они открыто звучат на сессии»..,
...с заместителями
Как складываются ваши отношения с другими заместителями. Ведь вам приходится плотно работать с каждым из них?
По роду работы мне часто приходится пересекаться с другими заместителями мэра. Дело в том, что иногда ко мне приходят мои подчиненные и докладывают, что кто-то не выполняет распоряжения в установленные сроки, не подготовил тот или иной документ, не выполнил распоряжение. На мою критику по работе тех направлений, которые курируют другие заместители, они не обижаются. Дело в том, что как минимум два раза в неделю мы встречаемся и обсуждаем все вопросы. Мы находим общее решение, поскольку в горсовете работают как люди опытные, так и те, кто недавно пришел в исполнительную власть. А есть и такие, которые считают себя опытными...
А к какой категории вы относите себя?
Я считаю себя опытным руководителем, но, несмотря на это, думаю, что мне еще нужно многому учиться. Учеба должна быть постоянной. Я еще раз повторю: в горсовете работают нормальные порядочные опытные люди, у которых есть чему учиться. Когда я сел в это кресло, то учился у своих подчиненных. Никогда нельзя становиться в позу: «Я начальник - ты дурак». И поэтому у меня складываются нормальные отношения с теми, кто подчинен мне напрямую, и с теми, с кем мы работаем.
...с депутатами
Как вы оцениваете нынешний депутатский корпус?
Я скажу, что это серьезные подготовленные люди. Они пришли в горсовет работать. Они не станут поднимать руку за тот или иной документ, не изучив его. Сегодня очень серьезно работают комиссии. И это нам очень серьезное подспорье. Мои коллеги говорят: «Вот, они вникают в каждую копейку...» А я скажу, что правильно депутаты и делают! С ними приятно работать!
А не считаете ли вы, что некоторые депутаты в работе преследуют «свои интересы»?
Давайте, пусть они проведут еще 4-5 сессий, и может быть, какие-то тенденции проявятся. Сегодня проведено три сессии, и судить об этом очень сложно. Наверное, есть у них какие-то определенные интересы. Не могу сказать, что они связаны с бизнесом, но ведь все депутаты - представители каких-то партий, представители части населения города, которая их избрала. И естественно, они будут лоббировать интересы тех, кто их выдвигал.
...с подчиненными
Какие требования вы ставите к работникам горсовета?
Сегодня существует большая ответственность работников горсовета за выполнение поставленных задач. А задачи, поверьте, ставятся серьезные. И требования серьезные. Сегодня не должно быть никакой «расслабухи»! Работая во власти, нужно показывать пример, быть ответственным. Как в армии: есть начальник штаба, и он должен быть жестким. Вот сегодня эти функции (хорошо или плохо это, я не знаю, но думаю, что нормально) в горсовете я беру на себя. Я беру под контроль и режим работы, и распорядок дня, и этику поведения. Есть четко расписанные правила поведения госслужащего, и их нужно выполнять. Хотя бы та же этика делового костюма. Если, например, кто-то приходит в джинсах - я его отсюда сразу отправляю. К женщинам у меня строгое отношение. Я понимаю, что девчата молодые, красивые, хотят себя показать, но - нет! С теми же прическами, украшениями - должен быть деловой стиль. У нас была одна девушка, у которой был пирсинг в носу. Она у нас уже не работает...
Об админреформе
Вопрос к вам, как к управляющему делами: какой вы видите административную реформу в Черниговском горсовете?
Это не настолько сложный вопрос, как считают некоторые. Реформа, безусловно, нужна. Мы сегодня работаем в тех рамках, которые нам определили лет двадцать назад. Планируется сокращение районных советов на 30%. Что же касается количества людей, то сегодня в аппарате горсовета их работает 330 человек. Много это или мало? По сравнению с другими городскими советами: где-то людей больше, где-то меньше. На очередную сессию мы выносим вопрос об увеличении штата на шесть человек. Это связано с тем, что мы забираем у районов города полномочия в вопросах приватизации. Для этого специально создаем управление. Кроме того, на отдел спорта будут переданы полномочия районных спорткомитетов, где сейчас по одному человеку. Мы будем заниматься вопросами МЧС. Но, поскольку в районах города остается мобработа, этот вопрос мы заберем «на себя» частично. А если в целом говорить о реформе, то я думаю, что она должна начинаться не сверху, а снизу. Мы должны определиться, что нам нужно. Задачи меняются, и где-то нужно уменьшить количество людей, а где-то - увеличить. Я думаю, что увеличение штата на шесть человек, до 336-ти - это не такая уж и сильная нагрузка на бюджет.
Но ведь сокращая количество людей, вы можете повысить заработную плату более эффективным специалистам?
Скажу так: на сегодня из горсовета ушли единицы. Во-первых, это стабильная заработная плата, во-вторых, это стабильность в работе, как минимум, на четыре года, а значит - и социальная защищенность работника. Минимальная зарплата, которую у нас получают люди, - это 1200-1300 грн. Еще добавляется и престиж работы госслужбы, престиж работы в городском совете.
Все это людей привлекает. В основном, отсюда уходят или на повышение, или в другие структуры. Сегодня к нам приходит очень много молодежи. И это правильно. Я, как председатель конкурсной комиссии, скажу, что мы очень тщательно отбираем людей. На каждую должность у нас от трех до четырех кандидатов. И все кандидаты считают работу в органах власти престижной.
Как вы оцениваете работу местного самоуправления в плане создания привлекательности и развития нашего города?
По сравнению с другими городами Украины, наш город не лучше и не хуже, но нам есть чему учиться у самоуправления других городов, особенно на западе Украины. Нам есть чему учиться у наших городов - побратимов. И самое главное, что они готовы помогать нам в этом! Я считаю, что и каждый чиновник должен постоянно учиться, учиться и учиться на хорошем, европейском уровне. То, что было старое - должно уйти в историю. Именно поэтому мы привлекаем к самоуправлению Молодежь, которая не посидит на месте, которая ищет что-то новое и находит. Сегодня мы не хуже всех, но, к сожалению, пока и не лидеры...
Нет комментариев. Ваш будет первым!
